О.Н. Лытнев " Финансовая цель бизнеса, задачи и базовые концепции финансового менеджмента ". –  Калининград, 2005 © Все права защищены.

Рассматриваемая в данной лекции учебная дисциплина – финансовый менеджмент или корпоративные финансы – базируется на теории акционерной стоимости, исходящей из предпосылки о том, что важнейшим стимулом для потенциальных инвесторов при обосновании решения о вложении средств в тот либо иной бизнес, является  увеличение их (потенциальных инвесторов) собственного богатства Поэтому, с точки зрения финансовой теории, главная цель любого бизнеса состоит в увеличении богатства его владельцев или в приросте стоимости вложенного в бизнес капитала (Equity, E). Богатство собственников бизнеса увеличивается либо за счет текущих денежных доходов, приносимых им данным бизнесом  (например, выплачиваемые дивиденды) либо в результате прироста рыночной стоимости самого бизнеса. С экономической точки зрения обе этих формы реализации дохода являются абсолютно равноценными и должны учитываться при оценке экономической эффективности вложения капитала.

Потребность предприятий в капитале обусловливается тем, что для осуществления своих деловых операций любому бизнесу необходимы соответствующие экономические ресурсы – активы – эксплуатация которых и позволяет ему реализовывать свою главную цель: увеличивать богатство владельцев. Эти ресурсы не «падают с неба», а являются материальным воплощением инвестированного в бизнес капитала. Бизнес не может возникнуть, пока в него не будет вложен капитал, достаточный для приобретения всех необходимых ему совокупных активов (Total Assets, TA).

Под активами в наиболее широком смысле следует понимать любые ресурсы (как имеющие материальную форму, так и неосязаемые), способные приносить будущие доходы. С точки зрения финансов, важнейшим критерием признания активов является не наличие у рассматриваемых объектов какой-либо физической формы или химических свойств, а именно их способность генерировать потоки будущих доходов. Доходы от активов также могут принимать одну из двух возможных форм: либо текущие (операционные) доходы, образующиеся в результате превышения продажной цены товаров (продукции, услуг) над денежными издержками по их приобретению и переработке; либо доходы от прироста стоимости активов (например увеличение продажной цены участка земли или объекта недвижимости).

Владелец свободного (сбереженного) капитала может не располагать достаточными знаниями и навыками, необходимыми для превращения физических или нематериальных объектов в приносящие доход активы. И наоборот, соответствующими качествами могут обладать люди, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для открытия собственного дела. Устранению данного противоречия способствует корпоративная форма ведения бизнеса, при которой функции владения предприятия и управления им разделены. Собственниками (владельцами) бизнеса являются люди, вложившие (инвестировавшие) в него свои денежные ресурсы. Для эффективного управления созданным предприятием владельцы нанимают менеджеров, выполняющих по отношению к своим хозяевам посреднические (агентские) функции. Суть данных функций заключается во-первых, в эффективном использовании активов предприятия, и во-вторых, в своевременной выплате собственникам заработанных доходов. Надлежащее исполнение агентами своих функций способствует росту стоимости бизнеса в целом, то есть – увеличивает богатство его владельцев.

Очевидно, что существует бесчисленное множество объектов, которые, попадая в умелые руки предпринимателей (или наемных менеджеров), превращаются в активы, и, как минимум, в два раза большее число способов извлечения из них доходов. Из всех возможных вариантов классификации этих объектов, для финансов принципиальное значение имеет их деление на долгосрочные (Fixed Assets, FA) и краткосрочные или оборотные, текущие (Current Assets, CA).

TA = FA + CA                                                                                       (1)

В первую группу включаются объекты, которые, во-первых имеют принципиальное значение для данного бизнеса, определяют его отраслевую специфику, а во-вторых, характеризуются длительным сроком эксплуатации (как правило, не менее 1 года или длительности операционного цикла[1] данного предприятия ).  Земельные участки, производственные здания и сооружения, машины и оборудование, патенты, ноу-хау – все эти и многие другие, аналогичные им, объекты формируют долгосрочные активы предприятия. К оборотным активам относятся краткосрочные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, товары, готовая продукция, дебиторская задолженность покупателей, денежные средства и т.п.), основным свойством которых является их высокая ликвидность – способность быстро менять свою вещественную форму и трансформироваться в денежные средства без существенной потери стоимости.

Оборотным активам противостоят краткосрочные обязательства или пассивы (Current Liabilities, CL) предприятия – его задолженность перед поставщиками за приобретенные, но еще не оплаченные ресурсы, перед персоналом по начисленной, но еще не выплаченной заработной плате, перед государством по начисленным, но еще не уплаченным налогам и т.п. Если рассматривать краткосрочные пассивы предприятия с точки зрения инвесторов (а именно эта точка зрения и является наиболее важной для финансов), то получится, что сумма краткосрочных обязательств снижает потребность предприятия в капитале. Возможность из месяца в месяц задерживать оплату за уже полученные (или использованные) ресурсы означает экономию «живых» денег, необходимых для осуществления расчетов. Следовательно, предприятию нет необходимости изымать эти деньги у своих инвесторов в форме привлеченного капитала. Особенно ценным является постоянный (перманентный) характер этих, на первый взгляд, краткосрочных обязательств: задолженность по зарплате за январь будет погашена в феврале, но в начале марта у предприятия останется непогашенная задолженность за февраль и т.д. Иногда такие самовосстанавливающиеся краткосрочные пассивы называют спонтанной или перманентной задолженностью. По сути дела, она является бесплатным источником капитала, возникающим не в результате привлечения финансовых ресурсов на специальных рынках или у соответствующих институтов (банков, инвестиционных компаний и т.п.), а в процессе обычной деятельности предприятия, в ходе осуществления им текущих расчетов с контрагентами – самопроизвольно (спонтанно).

Перейти к следующей странице

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться к оглавлению лекции

Вернуться к списку всех лекций

На Главную


Rambler's Top100

 



[1] Операционный цикл это длительность периода времени между моментом поступления на предприятие исходных ресурсов (сырья, материалов и т.п.) и моментом получения денег от покупателей за готовую продукцию (товары, услуги), произведенную из этих ресурсов.

Google
Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz