О.Н. Лытнев " Финансовая цель бизнеса, задачи и базовые концепции финансового менеджмента ". –  Калининград, 2005 © Все права защищены.

§ 1. Основная цель бизнеса. Капитал и активы

Предпринимательская деятельность (бизнес) выполняет большое число разнообразных функций, большинство из которых приносит значительную пользу обществу: действующие предприятия обеспечивают работой население и предоставляют разнообразные социальные гарантии своим работникам, уплачиваемые ими налоги пополняют государственный и местные бюджеты, многие компании вкладывают существенную часть своей прибыли в развитие транспортной, информационной и социальной инфраструктуры регионов, в которых они располагаются. Все заинтересованные группы (Stakeholders) в той либо иной форме принимают участие в распределении создаваемой бизнесом добавленной стоимости. Формы такого участия могут быть самыми разнообразными – от взимания налогов до участия в оплаченных компаниями-спонсорами праздничных мероприятиях. Данное многообразие обусловлено тем, что первичные доходы экономики многократно перераспределяются между различными социальными группами. Если же рассматривать структуру первичного распределения валового внутреннего продукта (суммарной добавленной стоимости, созданной в экономике за год), то можно выделить три основных направления его использования: заработная плата, прибыль бизнеса и налоги. Диаграмма на рис. 1 показывает структуру первичного распределения ВВП России по данным за 1995 – 2004 гг.

                                                                           

                          Рисунок 1. Структура ВВП России по видам первичных доходов (усредненные данные за 1995 – 2004 гг.), %.

Можно заметить, что основная часть вновь созданной стоимости делится примерно в равной пропорции (с небольшим перевесом в пользу заработной платы) между наемными работниками и владельцами бизнеса. Государство отводит себе роль беспристрастного арбитра в извечном споре между трудом и капиталом и, соответственно, урывает свой кусочек пирога в качестве компенсации за неудобства, которые создают ему две эти неугомонные социальные группы. Кроме структуры распределения, немаловажную роль играет общий объем ВВП в абсолютном измерении, неуклонный рост которого и является в конечном счете источником улучшения благосостояния всех экономических субъектов. Стоимость создается в экономике, поэтому можно предположить, что главной целью предприятий (первичных экономических ячеек) является максимизация создаваемой ими добавленной стоимости. Именно из этих предпосылок исходит получившая в последнее время широкое распространения теория участников или заинтересованных групп (Stakeholders Value Theory).

Противостоящая ей теория акционерной стоимости (Shareholders Value) настаивает на том, что главной целью бизнеса является увеличение богатства его владельцев – людей, вложивших (инвестировавших) в него свои деньги (капитал). Без четкой ориентации именно на эту цель бизнес не сможет выполнять ни одной из всех других полезных функций – создание рабочих мест, выплата заработной платы, налогов и т.п. Причина данной дисфункциональности очень проста – при отсутствии у потенциальных инвесторов побудительного мотива (возможности стать богаче) новые предприятия не будут создаваться, а созданные ранее придут в упадок без возможности обновлять и расширять свои производственные фонды.

Признание увеличения богатства собственников в качестве главной цели бизнеса вовсе не отменяет необходимости максимизации добавленной стоимости и последующего справедливого ее распределения между всеми группами заинтересованных участников. Данные обязательства выполняют роль ограничений в общей модели акционерной стоимости – владелец бизнеса не сможет рассчитывать на получение хотя бы какой-нибудь прибыли, если  принадлежащее ему предприятие откажется от выполнения предписанных ему законом (или этическими нормами) функций. Например, несвоевременная выплата зарплаты или неуплата налогов являются уголовно наказуемыми деяниями и, кроме этого, влекут за собой ощутимые штрафные санкции, способные попросту разорить бизнес. Оставляя в стороне мудреные иностранные термины, можно переформулировать теорию Shareholders Value самыми простыми словами: бизнес, как и любой другой объект, нуждается в хозяине, принимающем на себя все риски владения. Для того, чтобы стать хозяином, необходимо либо купить уже действующий бизнес, либо вложить свои деньги в создание нового предприятия.

Перейти к следующей странице

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться к оглавлению лекции

Вернуться к списку всех лекций

На Главную

Google


Rambler's Top100

 



Сайт создан в системе uCoz