В бухгалтерском отчете о прибылях и убытках величина операционной прибыли определяется путем вычитания из выручки от продаж показателей себестоимости проданных изделий, а также административных и коммерческих расходов:
Выручка от продаж (S)
−
Себестоимость проданных изделий (CGS)
=
Валовая прибыль (GI)
−
Коммерческие и административные расходы (OE)
=
Операционная прибыль (EBIT)
При всей своей простоте и наглядности, данный подход неприемлем для маржинального анализа, так как в нем не выделяются переменные и постоянные расходы. Бухгалтерская себестоимость включает в себя как переменные (например: прямые материалы и заработная плата основных рабочих), так и постоянные издержки (например: расходы по освещению и отоплению производственных помещений). То же самое можно сказать и о коммерческих расходах, часть которых (например, затраты по транспортировке готовых изделий до места продажи или комиссионные выплаты посредникам) зависят от объема продаж. Управленческие расходы, хотя и являются по преимуществу постоянными, в определенных случаях также могут изменяться по мере роста объемов производства и продаж. Смешивание в одном показателе двух разнородных понятий делает его непригодным для планирования будущего: бессмысленно рассчитывать себестоимость всего объема продаж путем умножения плановой себестоимости единицы изделия (cgs) на количество проданных изделий (Q), так как в состав себестоимости включены расходы, не реагирующие на изменение объема продаж.
Логика маржинального анализа, хотя и имеет некоторое сходство с бухгалтерским подходом, тем не менее содержит в себе одно существенное отличие: переменные и постоянные расходы планируются и анализируются раздельно. Схема формирования EBIT в ходе маржинального анализа может быть представлена следующим образом:
Выручка от продаж (S = Q ∙ p)
−
Переменные расходы (V = Q ∙ v)
=
Маржинальный доход или сумма покрытия постоянных расходов (M = Q ∙ m)
−
Постоянные расходы с учетом амортизации (FAm)
=
Операционная прибыль (EBIT),
где Q – количество проданных изделий в натуральном выражении (объем продаж принимается равным объему производства);
p – продажная цена одного изделия;
v – переменные издержки в расчете на 1 изделие;
m – вклад на покрытие (маржинальный доход) в расчете на 1 изделие (m = p – v).
Представленный подход более точно отражает
реальный алгоритм формирования финансового результата: необходимым условием для
получения прибыли является превышение цены одного изделия (р) над суммой
переменных издержек на его производство и продажу (v). Разница между двумя
этими показателями отражают величину вклада, который «вносится» каждой
отдельной единицей проданных изделий для покрытия общей суммы постоянных
расходов предприятия за период (FАm). Постоянные расходы не имеют
отношения (являются иррелевантными) по отношению к конкретным изделиям и
объемам их продаж. Поэтому они должны планироваться по предприятию в целом,
исходя из длительности планового периода (например – за год). Чтобы заработать
операционную прибыль, предприятие должно продать за планируемый период такое количество изделий (Q), которое
обеспечит получение маржинального дохода (M = Q ∙ m), превышающего по
своей величине совокупные постоянные расходы (FАm) за этот же
период.
Вернуться
на предыдущую страницу
Вернуться
к списку всех лекций