В алгебраической форме соотношение темпов прироста прибыли и выручки от продаж можно выразить следующим образом:
, (19)
где
нижние индексы 1 и 0 означают соответственно отчетный
(либо планируемый) и базисный периоды: ΔQ = Q1 – Q0;
ΔEBIT = EBIT1 – EBIT0 = ΔQ * (p – v)[1].
Используя эти обозначения, получим более удобную для вычислений формулу:
(20)
Как
следует из выражения (20), для количественного измерения эффекта операционного
рычага достаточно разделить маржинальный доход на операционную прибыль за один
и тот же период. В рассмотренном выше примере при объеме выпуска 18 тыс.
изделий значение операционного левериджа составит:
для
первого предприятия: 21 ([(100 – 30) * 18] / {[(100 – 30) * 18] - 1200});
для
второго предприятия: 13,5 ([(100 – 70) * 18] / {[(100 – 70) * 18] - 500}).
То
есть деловой риск первого предприятия в полтора раза выше, чем у второго. С
изменением объема продаж на 1%, изменение операционной прибыли у первого
предприятия составит 21%, а у второго – только 13,5%. В обоих случаях значения
операционного левериджа значительны, однако у первого предприятия оно заметно
выше. По мере удаления фактического объема продаж от точки безубыточности будут
уменьшаться как абсолютные значения операционного левериджа, так и разница в их
уровнях. Так, при Q = 25 тыс. изделий, операционный леверидж для первого
предприятия составит 3,182, а для второго 3. Это объясняется снижением доли
постоянных расходов в общей выручке от реализации по мере роста объема продаж.
Следовательно, наиболее существенно влияние операционного рычага на прибыль
предприятия в окрестностях точки безубыточности.
С
показателем операционного левериджа мы уже встречались в лекции, посвященной
основным финансовым отчетам предприятия. Методика расчета учетного значения
эффекта операционного рычага близка той, которую мы рассмотрели сейчас. Однако,
между двумя этими методиками имеется существенное отличие: в финансовой
отчетности отсутствует показатель маржинального дохода, поэтому вместо него в
бухгалтерской формуле использован близкий (но не идентичный) ему показатель
валовой прибыли. При расчете валовой прибыли учтены постоянные расходы, включаемые
в себестоимость проданных изделий, поэтому, строго говоря, учетная формула
расчета не совсем верна. Тем не менее, она широко используется в анализе
финансовой отчетности, так как дает неплохое приближение к истинным значениям
операционного левериджа.
Вернуться
на предыдущую страницу
Вернуться
к списку всех лекций
[1] В этом выражении отсутствует FAm, потому что фиксированные расходы по определению остаются неизменными и в прошлом (базисном) и в отчетном (планируемом) периодах.