О.Н. Лытнев "Приростные денежные потоки и маржинальный анализ". –  Калининград, 2004 © Все права защищены.

Это напоминает действие механического рычага, когда небольшой сдвиг одного его конца вызывает гораздо более заметное перемещение на противоположной стороне. Данное сходство нашло отражение в названии показателя, отражающего степень зависимости процентного изменения величины операционной прибыли в ответ на изменение объема продаж: операционный леверидж или эффект операционного рычага. Для лучшего понимания этого показателя рассмотрим схемы, изображенные на рис. 2.


Рисунок 2. Графики операционного левериджа

На этом рисунке отображены графики безубыточности для двух предприятий, выпускающих аналогичные изделия, реализуемые по одной и той же цене. Разница заключается в затратах на их производство: у одного предприятия более высокие переменные, но более низкие постоянные издержки, у другого – наоборот. Неудивительно, что у предприятия с более высокими фиксированными расходами график безубыточности сдвинут вверх. Критический объем продаж для первого предприятия составляет ≈17143 изделия (1200 / (100 – 30)), а для второго ≈ 16667 изделий (500 / (100 – 70)). После прохождения критической точки, предприятия полностью покрывают свои постоянные издержки и начинают получать операционную прибыль. Сравнивая между собой углы, под которыми пересекаются линии полных затрат и выручки (α), можно заметить, что для предприятия с низкими фиксированными расходами этот угол более острый. То есть, расширение зоны прибыли происходит у него значительно медленнее, чем у предприятия с более высокими постоянными затратами. Получается, что в данной ситуации высокий уровень фиксированных издержек является благом: он как рычаг усиливает влияние даже небольшого прироста объема продаж.

Однако, точно такое же соотношение существует и между углами (β), характеризующими скорость расширения области убытков при падении объема продаж ниже критической точки. То есть, с такой же силой операционный рычаг будет ускорять и увеличение убытков, которое будет значительно интенсивнее у предприятия с более высокими постоянными расходами. Какие бы причины ни обусловили изменение объемов продаж, первое предприятие является более рискованным, так как изменение операционной прибыли будет у него непропорционально большим. Углы α и β отражают степень интенсивности изменения операционной прибыли в ответ на изменение объема продаж.

Перейти к следующей странице

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться к оглавлению

Вернуться к списку всех лекций

На Главную

 

Google
Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz