О.Н. Лытнев "Приростные денежные потоки и маржинальный анализ". –  Калининград, 2004 © Все права защищены.

§ 4. Операционный леверидж

Маржинальный анализ находит применение в управлении предпринимательскими рисками. Предпринимательский (деловой, операционный) риск ассоциируется с возможностью получения бизнесом операционных убытков. Это самый нижний, базовый уровень рисков, а потому и наиболее серьезный: обычному (нефинансовому) предприятию будет очень сложно компенсировать убыток от своей основной деятельности прибылью от финансовых операций или инвестиций (например, разницей между процентами полученными и оплаченными), и уж тем более – экономией на налоге на прибыль. Операционный убыток может возникнуть под действием самых разных факторов: снижения спроса на продукцию, усиления конкуренции, роста цен на сырье и др. Вместе с тем, всю совокупность подобных факторов можно подразделить в соответствии с тем, на какие конкретно издержки (или доходы) предприятия они оказывают влияние. Если происходит увеличение переменных расходов (или снижение доходов от продаж), то одновременно сокращается величина вклада на покрытие по конкретным изделиям. В случае снижения величины этого показателя до нуля, предприятие может просто отказаться от производства нерентабельных изделий. Строго говоря, какое-то время предприятие могло бы позволить себе продолжать продажу продукции с нулевым коэффициентом вклада на покрытие – оно не получало бы при этом прибыли, но и не несло бы убытков. Также существуют возможности хеджирования рисков, связанных с колебаниями цен или валютных курсов, например: путем заключения форвардных контрактов или приобретения фьючерсов.

Однако, наличие постоянных расходов резко ухудшает ситуацию: нулевой маржинальный доход означает для предприятия получение операционного убытка, так как обязательства по оплате фиксированных затрат не исчезают с прекращением выпуска изделий и их величина не сокращается пропорционально снижению объема продаж. Более того, предприятие может продавать очень высокодоходную продукцию, и тем не менее, совокупного маржинального дохода все равно может не хватить для покрытия фиксированных издержек. Факторы, определяющие уровень постоянных затрат, имеют мало общего с такими производственными показателями как продажная цена изделия или прямые расходы по его сборке. Величина постоянных расходов скорее определяется капиталоемкостью бизнеса, размером аппарата управления предприятием, величиной затрат общехозяйственного назначения и т.п.

Очевидно, что для снижение издержек подобного рода требуется принятие специальных решений, реализация которых может затянуться на длительный период времени (например, решение по замене оборудования на менее дорогостоящее или по сокращению управленческого персонала). Более того, даже при использовании всех имеющихся у предприятия резервов по сокращению фиксированных затрат, их величина никогда не будет сведена к нулю (за исключением случая ликвидации предприятия). Бизнес может быть полностью приостановлен и прекращены все операции по закупке сырья и оплате прямых издержек, тем не менее предприятие по-прежнему будет должно продолжать начисление заработной платы административному персоналу или амортизации основных фондов, ему все еще будут поступать счета за пользование телефонной связью или за вывоз мусора с закрепленной за ним территории.

Можно сделать вывод, что риск получения операционного убытка пропорционален величине фиксированных расходов. Их увеличение одновременно сдвигает точку перелома вправо по оси абсцисс графика безубыточности и поднимает ее вверх по оси ординат этого графика. Для обеспечения своей безубыточной работы предприятию приходится продавать большее количество изделий. И наоборот, даже незначительное снижение объема продаж может привести к возникновению операционного убытка. В практике бизнеса количество продаваемых предприятием изделий, принадлежащая ему доля товарных рынков являются центральными вопросами конкурентной борьбы. Конкретные значения этих показателей изменяются под воздействием малейших колебаний соотношения спроса и предложения, которые, в свою очередь, обусловливаются как сменой потребительских предпочтений покупателей, так и действиями конкурентов, а также общими  макроэкономическими и социально-политическим тенденциями.

Для предприятий, имеющих прочные конкурентные позиции и обеспечивших высокие значения маржи безопасности (запаса прочности), потенциальная угроза получения операционных убытков ощущается менее остро в сравнении с теми бизнесами, фактические объемы продаж которых лишь незначительно превышают точку безубыточности. Высокий уровень постоянных издержек не представляет для них серьезной опасности. Однако, по мере снижения количества продаваемых изделий до критического уровня, происходит непропорционально быстрый рост угрозы возникновения операционных убытков. Непосредственно в окрестностях критической точки объема продаж, зависимость между количеством проданных изделий и финансовым результатом от операционной деятельности становится особенно сильной. Небольшое процентное изменение объема продаж может породить значительно более сильный скачок (в процентном выражении) операционной прибыли или убытка. При увеличении продаж резко возрастет операционная прибыль (снизится убыток), в случае же снижения количества проданных изделий, финансовый результат изменится в противоположном направлении, но с той же степенью интенсивности.

Перейти к следующей странице

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться к оглавлению

Вернуться к списку всех лекций

На Главную

 

Google
Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz