О.Н. Лытнев "Приростные денежные потоки и маржинальный анализ". –  Калининград, 2004 © Все права защищены.

Выражение (16) может быть использовано для анализа ситуаций, когда предприятие выпускает широкий ассортимент продукции. В этом случае вместо единичного коэффициента вклада на покрытие, в формулу вводится его средневзвешенное значение, рассчитываемое по всем выпускаемым изделиям:

 ,                                                                                                                                           (17)

тогда

                                                                                                                                          (18)

Предположим, что кроме изделия 1 с теми же маржинальными показателями, что и в предыдущем примере, и плановым объемом продаж 75 тыс. шт., предприятие выпускает изде­лие 2 с ценой 1 тыс. руб., переменными издержками 700 руб. и плановым объемом продаж 500 шт. То есть, выручка по изделию 1 (S1) составит 7,5 млн. руб. (75 000 * 100), по изделию 2 (S2) – 500 тыс. руб. (500 * 1 000), а общий объем продаж по двум изделиям (S) будет равен 8 млн. руб. (7,5 + 0,5). Расчет среднего коэффициента валового дохода выполним в табл. 2:

Таблица 2

Расчет средневзвешенного коэффициента валового дохода

Изделия

Q, тыс. шт.

p, руб.

v, руб.

S, млн. руб.

Si / S

KMi = Kmi

Kmi * Si / S

Изделие 1

75

100

40

7,5

93,75%

0,6

0,5625

Изделие 2

0,5

1 000

700

0,5

6,25%

0,3

0,1875

Итого на весь объем продаж

8,0

100%

0,58125

 

Полученное в табл. 2  средневзвешенное значение коэффициента валового дохода (0,58125) свидетельствует о том, что абсолютная сумма валового дохода составляет 58,125% от объема выручки или 4,65 млн. руб. (8,0 * 0,58125). Исключив из этой величины сумму постоянных расходов (3 млн. руб.), получим плановое значение операционной прибыли:

EBIT = 4,65 – 3 = 1,65 (млн. руб.)

Если плановая структура продаж будет нарушена, изменится и величина валового дохода, а также операционной прибыли, хотя объем продаж может остаться неизменным. Предположим, предприятие продало не 0,5, а 1 тыс. изделий 2, выручив за них 1 млн. руб. Зато изделий 1 было продано только 70 тыс. шт. (на 5 тыс. шт. меньше плана), что принесло предприятию 7 млн. руб. выручки. То есть, объем продаж остался неизменным, но нарушилась его структура: доля изде¬лия 1 составила 87,5% (7 000 / 8 000), а доля изделия 2 –  12,5% (1 000 / 8 000). Средневзвешенный коэффициент валового дохода теперь будет равен 0,5625 (60% * 0,875 + 30% * 0,125), а сумма валового дохода составит лишь 4,5 млн. руб. (8,0 * 0,5625), соответственно опе¬рационная прибыль снизится до 1,5 млн. руб.(4,5 – 3).

Таким образом, для оптимизации своей производственной программы (максимизации приростных денежных потоков) предприятие должно ориентироваться на изделия с наибольшим вкладом на покрытие. Индикатором улучшения структуры производимой продукции будет выступать среднее значение коэффициента валового дохода. Этот показатель будет увеличиваться по мере роста удельного веса изделий с более высоким вкладом на покрытие. Соответственно, будут возрастать абсолютные значения маржинального дохода и операционной прибыли.

Перейти к следующей странице

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться к оглавлению

Вернуться к списку всех лекций

На Главную

 

Google
Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz