Используя базовые уравнения (8) и (9), несложно вычислять значения и других важных экономических параметров. Например, для нахождения величины планового объема продаж (Qпл) при заданных EBIT, p, v и FAm, можно преобразовать выражение (9) следующим образом:
(12)
Если предприятие, рассмотренное в предыдущих примерах, планирует заработать 9 млн. руб. операционной прибыли, то для этого ему будет необходимо продать 13 тыс. изделий ((30 + 9) / (0,005 – 0,002)), что на 3 тыс. шт. больше точки безубыточности (BEP). В процентах к планируемому объему продаж это превышение составляет 23,1% (3 / 13 * 100). Данный показатель называется запасом прочности или маржей безопасности (Safety Margin). Чем выше его значение, тем ниже риск получения предприятием операционного убытка: в нашем примере даже при недовыполнении плана продаж на 20%, их фактический объем все еще будет превышать критическую точку безубыточности, а следовательно – предприятие будет получать операционную прибыль. Если бы маржа безопасности составляла лишь 15%, то 20%-ое недовыполнение плана по продажам означало бы для предприятие получение убытков.
Для расчета уровня продаж, необходимого для получения заданной величины доналогового операционного денежного потока (OCFBT), формулу (12) следует привести к следующему виду:
, (13)
где F – сумма фиксированных расходов за минусом амортизационных отчислений (F = FAm – Am).
Предположим, что рассматриваемое нами предприятие рассчитывает заработать 9 млн. руб. не операционной прибыли, а доналогового операционного денежного потока. Годовая сумма амортизации составляет 6 млн. руб., соответственно постоянные расходы без амортизационных отчислений равны 24 млн. руб. (30 – 6). Для достижения этой цели предприятию понадобится продать 11 тыс. изделий ((24 + 9) / (0,005 – 0,002)). Полученный результат превышает денежную точку безубыточности (BEPCF) на те же самые 3 тыс. шт., (11 – 8), что и предыдущий расчет, выполненный для «традиционной» BEP. Однако, маржа безопасности в этом случае составит уже 27,2% (3 / 11 * 100), что заметно выше в сравнении с соответствующим показателем, рассчитанным для EBIT..
Широкое распространение маржинального анализа в экономической практике объясняется прежде всего тем, что он полностью соответствует базовому принципу финансовой теории – ориентации управленческих решений на будущие денежные потоки. Заложенная в основу маржинального анализа концепция приростных денежных потоков позволяет игнорировать явления, не зависящие от принимаемого решения, и сконцентрироваться на изучении величины и характера последствий именно данного решения, то есть на приросте релевантных по отношению к этому решению будущих денежных притоков (прирост продаж) и будущих денежных оттоков (увеличение переменных расходов и той доли постоянных издержек, прирост которых обусловлен принимаемым решением). Сформулированное нами в выражениях (8) и (9) базовое уравнение маржинального анализа позволяет легко вычислять неизвестные параметры, такие как объем продаж, операционную прибыль, постоянные и переменные расходы, маржинальный доход и др. Это способствует применению данного уравнения для решении таких конкретных задач как формирование производственной программы предприятия, установление цен на отдельные изделия, обоснование решений по замене оборудования, разрешение проблемы «покупать или производить» и др. Более подробно вопросы применения маржинального анализа рассматриваются в курсе управленческого учета.
Вернуться
на предыдущую страницу
Вернуться
к списку всех лекций