О.Н. Лытнев " Финансовая цель бизнеса, задачи и базовые концепции финансового менеджмента ". –  Калининград, 2005 © Все права защищены.

Важнейшей функцией финансового рынка является абсорбирование всей релевантной информации, поступающей из самых разных источников, и преобразование получаемых сведений в конкретные цифры рыночной стоимости отдельных ценных бумаг. Скорость, с которой происходит процесс такой трансформации данных в деньги, называется эффективностью финансового рынка. Гипотеза о существовании эффективного финансового рынка утверждает, что текущие рыночные котировки всегда отражают всю общедоступную информацию о способности компаний-эмитентов ценных бумаг генерировать будущие денежные потоки. То есть, новая информация очень быстро (практически, мгновенно) находит отражение в рыночных котировках. Важным следствием этой гипотезы является признание рыночной стоимости ценных бумаг в качестве главного индикатора успешности деятельности корпорации и эффективности управления ею. Максимизация рыночной капитализации компании становится главной целью для ее менеджеров (включая финансовых менеджеров).

Проблема сочетания личных интересов менеджеров компаний с ее важнейшей целью (максимизацией стоимости капитала для увеличения богатства инвесторов) никогда не теряет своей актуальности. В своем желании разбогатеть менеджеры компаний ничем не отличаются от ее инвесторов. Однако место, занимаемое менеджерами в корпоративной иерархии, обязывает их соблюдать одно важное условие – личное богатство управленцев может (и должно) расти пропорционально увеличению рыночной капитализации компании. В этом заключается одно из главных требований теории акционерной стоимости (Shareholders Value), утверждающей, что важнейшей целью любого бизнеса является увеличение стоимости вложенного в него капитала, то есть, увеличение богатства владельцев.

Отношения между инвесторами (владельцами и кредиторами компании) и ее руководителями являются агентскими отношениями, в которых инвесторы выполняют роль принципалов, а менеджеры – их агентов (посредников). Такое разделение функций обосновывается экономическими преимуществами, которые дает специализация: корпоративная форма ведения бизнеса является наиболее эффективной и обеспечивает возможности для быстрого привлечения капитала в значительных объемах. Оборотной стороной преимуществ корпоративной формы является возникновение агентских издержек – дополнительных затрат, которые несут инвесторы для осуществления контроля за деятельностью своих агентов и для их стимулирования. Агентские издержки могут выступать как в явной (например, расходы по внешнему аудиту финансовой отчетности), так и скрытой форме (например, потери доходов компании из-за неэффективного менеджмента или издержки, вязанные с возможностью банкротства предприятия). При обосновании экономических решений должна учитываться полная совокупность этих расходов.

Большая часть изложенных выше концепций будет подробно рассмотрена в ходе изучения первой части курса «Корпоративные финансы», которая называется «Основы финансового менеджмента». Усвоение базовых концепций является необходимым условием, но не конечной целью данного курса. Более важным представляется овладение навыками практического использования положений финансовой теории для решения реальных проблем, возникающих у предприятий в ходе осуществления ими своей повседневной деятельности.

Вернуться на предыдущую страницу

Вернуться к оглавлению лекции

Вернуться к списку всех лекций

На Главную


Rambler's Top100

 



Сайт создан в системе uCoz