Google
"Поющие гитары". ВИА?.. Попса?.. Просто отличная музыка!
"Поющие гитары". ВИА?.. Попса?.. Просто отличная музыка!  


Сила внушения
У нас непредсказуемое прошлое! Последние лет 20 людям вдалбливается, что когда-то был "русский рок", начавшийся с Макаревича или Гребенщикова (варианты: Башлачева, Сукачева, Горбачева, Лигачева, и еще этого... Слюнькова), на них же и закончившийся. Еще был совок (советская эстрада и цирк), читай - отстой. Теперь рок dead, а совок жив. Нынче он попсой зовется или шоу-бизнесом, цирк, короче.

Папы и мамы нынешних историков рока трактовали ситуацию несколько иначе: была советская эстрада (и цирк, конечно), а все, что кроме - буржуазный отстой, попса, короче. Какая, впрочем, разница: дети за родителей не в ответе. Никто и не плюет в прошлое, запускают иногда туда калошей, так она же серебряная! Благородно.

Встревать между спорящими отцами и детьми дело неблагодарное. Пусть себе тешатся, пока им платят за это. Лично я по своей беспросветной тупости, исторической безграмотности и кондовой неполиткорректности (или политнекорректности?) ничего этого не помню. Была музыка хорошая, была похуже. Шло время, что-то нравиться переставало, а что-то, наоборот, становилось близким и понятным. Еще были "Поющие гитары". "Поющие гитары"? Это что еще такое: попса, совок, цирк-шапито? Не знаю, просто музыка была хорошая. Мало кто помнит сейчас эту группу, созданную в 1966 году. А жаль. Ведь все так замечательно начиналось.


Как все начиналось
Это была середина 60-х годов. Это был Советский Союз. Для тех, кто жил в то время, больше ничего добавлять не надо. Тем, кто тогда еще не появился на свет, все равно ничего не объяснишь. Вряд ли они поймут глубинный смысл заклинаний вроде "От съезда к съезду"; смогут вникнуть в различия между социализмом, построенным в основном, и развитым социализмом; почувствуют разницу между "решающим" и "определяющим" годами пятилетки. Им трудно представить, что популярную западную музыку большинство молодых советских людей могли слушать только по коротковолновым радиоприемникам, преодолевая при этом системы глушения, которые исправно, хотя и безуспешно, пытались оградить неокрепшие души от "тлетворного влияния Запада". Альтернативой такому радиосерфингу были пластинки, записываемые подпольными умельцами на использованных рентгеновских снимках. С появлением катушечных магнитофонов, среди молодежи стали ходить пленки с более-менее качественными записями. Забавнее всего то, что основными поставщиками этих записей были работники дипломатических ведомств и органов безопасности, которые в рабочее время занимались глушением западных радиостанций. Можно отметить, что у них был неплохой вкус. Не случайно впоследствии (в этой жизни), многие из них (или их дети) превратились в ярых поборников демократических ценностей, а кое-кто даже возглавил спецслужбу, охраняющую владельца самых независимых СМИ.

Вообще непонятно, как у идеологических начальников хватило смелости выпустить в 1966 году на сцену молодых ребят с гитарами, которые пели те самые "глушимые" песни, причем довольно часто на языке "условного противника", то есть - на английском. В отличие от постперестроечных "андеграундщиков", кроме (а скорее, вместо) актуальности текстов у "Поющих гитар" наличествовали высочайший профессионализм, великолепные голоса и просто хороший вкус.

И, пожалуй, самое главное - у "Поющих гитар" был настоящий лидер, виртуозный гитарист, талантливый композитор и одаренный руководитель. Анатолий Васильев. Вряд ли сейчас можно найти это имя в музыкальных энциклопедиях. Мы, русские, хороший народ, только с памятью у нас проблемы. Случаются такие провалы - помним только то, о чем нам регулярно напоминают. Имя этого человека нечасто упоминалось и в период пика популярности "Поющих гитар", тем более не услышишь его сейчас. Давно уже стали народными и заслуженными многие его питомцы, некоторые из них обзавелись даже персональными, вмурованными в бетон у гостиницы "Россия", которую (гостиницу, то есть) мы уже потеряли, звездами. Но и им недосуг упомянуть имя бывшего своего наставника - ведь так много нужно успеть рассказать о себе любимых (и в чем-то они правы: скоро - очень скоро - забудут и о них).

Но тогда, в середине 60-х, все начиналось здорово. Славы хватало на всех. Успех "Поющих гитар" был столь оглушительным, что уже через несколько лет после их дебюта на территории всей страны невозможно было найти школы, вуза, клуба или двора, в котором не было бы своего вокально-инструментального ансамбля, построенного по классической схеме: три гитары, ударные, орган (да-да, та самая "Ионика", "...такая, блин, вечная молодость").

Не менее бурно отреагировала и филармоническая тусовка: чего только не появилось в считаные месяцы после исторического концерта на сцене актового зала Военмеха. Вслед за поющими появились "Голубые" гитары, а за ними тоже "Поющие", но уже "сердца". А дальше пошло-поехало: "Добры молодцы" и "Девчата", "Веселые ребята" и "Веселые голоса", "Песняры" и "Скоморохи", "Ариэль" и "Орион", "Синяя птица" и "Лейся песня", просто "Цветы" и "Самоцветы", из которых, как из искры, впоследствии возгорелось "Пламя"... Имя им - легион. Богатство фантазии будущих русских рокеров просто умиляло: на болотистой питерской почве прижилась не только балалаечно-матрешечная "Калинка", но и классическая эллинская "Лира". Когда пение сердцем перестало быть актуальным, родилась "Ария". А когда можно стало все, появилась (или появилось) "А-ВИА", участники которой (которого?) не уставали объяснять, что они не авиаторы (кто бы сомневался!) и префикс "А" означает их отрицание ВИА как жанра. "Я не люблю тебя!". Много лет спустя появилась ВИА Гра, участницы которой не уставали объяснять, что они не препарат для восстановления мужской потенции (в чем многие не сомневались), а префикс "ВИА" означает их признание и признательность ВИА как эстрадному жанру. "Гуд морнинг, папа!" Пауза...

...Современному молодому человеку некогда вникать в эту геронтологию - все вышеперечисленное для него обозначается одним-двумя словами: попса, совок. Наверно он прав - ведь он работает в офисе... Да и стоит ли спорить с юношей, папа которого столь же безапелляционно клеймил низкопоклонство перед Западом, а дедушка подписывал заявления типа: "Сам я пастернака не читал (встречал только в супе), но доктора этого живого, осуждаю"?

Однако здесь мы снова возвращаемся к проблеме отцов и детей (см. выше).


Чем все кончилось
Ничем. Волга по-прежнему впадает в Каспийское море, которое по-прежнему не является таковым, но всего лишь озером. Следовательно, Москва это уже не порт пяти морей, а порт четырех морей и одного озера.

Северные реки все так же текут к северным морям, а ведь какой проект был задуман советскими учеными... Вот тогда бы Москва точно стала портом многих морей и атомные ледоколы на подводных крыльях перевозили бы счастливых отпускников с мыса Провидения в бухту Радости с обязательным заходом в Черусти - просто так, по капитановой милости, для снятия усталости...

Этим сладким утопиям не суждено было сбыться. После 66 года был 68 с танками в Праге, потом 79 с "черными тюльпанами" из Афгана. Далее везде. До самого, до русского, до рока.

Молодым талантливым ленинградским ребятам так и не довелось распугать своим саундом кремлевских ворон или потревожить державный покой Зимнего дворца. За них это сделали другие, более успешные люди, ставшие к тому времени кто-то сэром, а кто-то даже Смаком.

Каждому свое. Сильно постаревшие, но все еще поющие гитаристы опять тянут гастрольную лямку, время от времени хоронят своих ушедших друзей (в мае их стало еще на одного человека меньше), а где-то в Интернете мне попалась на глаза 8-копеечная концертная программка почти сорокалетней давности, гордо извещавшая почтенную публику (херсонскую, а может, ростовскую) о том, что приехавшие в их город ленинградские артисты, кроме всего прочего, споют еще и индийскую песню "Аппачи"...

"Из резервации дорога прямо в рай".


Ccылки на другие страницы, посвященные "Поющим гитарам"
На Главную
Официальная страница "Поющих гитар"
Что пишут в энциклопедии?
Жил такой парень... Фотогалерея создателя и руководителя "Поющих гитар" А.Н Васильева
Послушайте!


 

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz